Прежде чем говорить о социализации, необходимо рассмотреть роль детства в развитии животного. Общеизвестно, чем более высокоразвито животное, тем дольше период детства.В течение утробного периода организм не успевает сформироваться полностью,его развитие продолжается после рождения, при этом самой поздно формирующейся системой является нервная.Подчеркнем, что незрелость нервной системы для животного вовсе не ущербность,а благо.Это мощнейший механизм адаптации,одно из серьезнейших достижений эволюции.Ведь именно мозг, не закончивший своего развития, продолжает формировать сложные нервные связи , он способен к интенсивному обучению, запоминать и узнавать новое. Но остановимся подробнее на отряде псовых. Щенок рождается совершенно не способным к самостоятельной жизни,нуждается в долгой опеке матери,все присущие ему поведенческие комплексы требуют обязательного созревания. Какие основные задачи должна решать собака в течение своего столь длительного детства? Данному виду свойственна не только очень сложная социальная структура- собаки обитают в очень сложной и насыщенной информационной среде. Уникальным можно назвать то, что для собаки обязательно включение в социальную сферу другого вида животного. Даже если щенок родился в стае диких собак -парий,все равно существует период, в течение которого он может воспринять человека в качестве социального партнера.Таким образом, за период детства собака должна заключить сложные социальные связи с собственным видом, не менее сложные с другим видом,ознакомиться с основными особенностями окружающей среды.Все три задачи весьма трудны. У детства есть 2 связанные ,хотя и неоднозначно жесткой связью , стороны: физиологическая и социальная.Морфофизиолоческие изменения в организме служат базисом для становления социальности.Для того чтобы представлять себе социальное развитие собаки, попробуем раскрыть каждый этап ее созревания.
1-ый период социализацииcache
2-ой период социализацииcache
3-ий период социализацииcache
Социальная депривацияcache
Существует целый ряд классификаций периодов развития, которые
несколько отличаются друг от друга. Развитие щенков подробно
исследовалось Джексоновской лабораторией (США). Становление и развитие
поведения собак в течение многих лет изучается лабораторией онтогенеза
Института физиологии им. И.П.Павлова АН СССР.Продолжительность отдельных
стадий развития может варьировать как между породами, так и в пределах
одной породы.
Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого
складывается личность социального животного и образуются связи с его
окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет
критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и
достаиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые
постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на
всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные
компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и
причинно-следственные связиокружающего мира, понимание которых ему
необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не
завершен ( наследственная программа включилась, но полностью не
достроилась), все дальнейшее развитие собаки, как социального животного,
оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Работа
по генетике и социальному поведению разных пород собак в онтогенезе
Скота и Фулера (Scott & Fuller), опубликованная в 1965 г., явилась
настоящей вехой в науке и на многие годы определила направление
исследований. Этапы социализации на волках рассматривали в своих работах
американские исследователи Вулпи и Гинсбург( Wulpy, Ginsburg);
В.Микуличек показал наличие, таких критических периодов у собак, четко
указав рамки, когда завершается один период и начинается другой.
Аналогичные исследования проводились под руководством Л.В.Крушинского на
волках и на собаках и привели к выводу, что невозможно четко указать
границы периодов, очень много зависит от индивидуальности щенка, от
условий выращивания и содержания. Эволюция пород, особенно в нашем
столетии, резко усиливается, и вполне вероятно, что именно благодаря
этому и под влиянием сложной среды одна из основ поведения ?
социализация находится в очень подвижном состоянии.
Итак, хотя стадии, или периоды социализации с полным правом
называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего
вида собака домашняя в целом. Продолжительность детства у разных пород
может отличаться в три - четыре раза. Для ориентировки при дальнейшем
изложении мы дадим сроки, наиболее характерные для средних и крупных
служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее
близки к средним показателям.
Первый период социализации начинается после 2 недель от роду и
продолжается примерно до 8 недель. Одно из важнейших событий в жизни
социального животного - это импринтинг, в ходе которого запечатлевается
образ своего вида и ? это особенность собаки ? образ человека -
партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к
определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в
дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что
импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, ?
именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего
соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали
люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с
собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя
себя с этими животными.
Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным
той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые
характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового
партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но,
по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко
разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких
случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов,
борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как
собак.
Следует отметить, что импринтинг у собак в отличие от птиц, на
которых это явление было впервые описано, не является одномоментным
процессом. Более того, есть данные, что человек - не единственный вид,
образ которого может быть запечатлен собакой в качестве "родного" вида. В
некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где
содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант
своего вида.
Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода
социализации формируется понятие "МЫ". Щенок на всю жизнь запоминает как
должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок
максимально раскрыт для окружающего егомира. Этому времени его жизни
свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных
поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним
исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок
велико,-разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь
же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок
теребит игрушку, бросает ее, -принимается возиться с однопометником,
потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и
засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.
Формирование понятия "МЫ" зависит не только от внутренней готовности к
этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с
собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами,
обитающими в местах традиционного использования, может состояться
запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается
долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того,
при появлении людей мать, бывает, подает сигнал тревоги и заставляет
щенков спрятаться. В результате щенки просто не сталкиваются с
человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты
не смогут изменить положение радикально: собака будет относится к
человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет
самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением,
лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь
конкретным людям и то далеко не во всем.
Второй период социализации может смыкаться или перекрываться с первым
периодом; приходится на возраст примерно от 1,5 до 5 месяцев. Суть
периода в формировании индивидуальности, в том, что щенок начинает
выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное "Я". Резко
возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не
стремятся держатся все вместе. Усиливается исследовательская активность:
щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира,
но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать
себя. Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью,
приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся
соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей
иерархии.
Наиболее больной вопрос - симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь
она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями
дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него
еще не существует понятие "чужие" - взрослые собаки никогда не обидят
щенка в этот возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально
сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в
одиночестве, и, встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум
внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где
его станут кормить.
Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю,
найти приемных родителей дают совершенно новый уровень
приспособленности вида.
Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот,
он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого
животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение
его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую
случайность. Кроме того, таким образом может происходить обмен
генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня
инбридинга, в норме присущего псовым. Стремление многих взрослых сук к
убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не
противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков - вариант
естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и
защищать его. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в
тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу
пищи,защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на
чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в
собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о
низкоранговых особях.
Третий период
социализации приходится на возраст 6-10 месяцев и непосредственно связан
с активно протекающим половым созреванием. Только сейчас, когда детство
заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру
стаи, это резко осложняет для нее смену социальных партнеров и мирного
перехода в другую стаю. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять
агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество
дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых
нужны уже особые условия. Суть третьего периода в том, что собака
разделяет мир по признаку свои и чужие, к понятиям "МЫ" и "Я"
добавляется "ОНИ". Этот этап социализации для собаки завершающий.
Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида,
то и людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и
чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых, охранных и
подобных им собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем, в
ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей
происходит очень рано, еще в период становления "Я". У таких пород
третий период социализации как бы вклинивается во второй, ?
агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в
кровь половых гормонов.
Однако, в других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к
человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе
социализации. У ездовых собак мы видим явно выраженную реакцию избегания
чужих. У ряда собак-компаньонов третий период так полностью и не
завершается, такие собаки так и не становятся совершенно взрослыми, они
нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем
общении с ним.
Весьма интересен третий период социализации у собак
специализированных охотничьих пород, особенно ярко видно это на примере
гончих. С наступлением полового созревания, со взрослением не связано
замыкание стаи, закрытие ее границ. Такого на больших псарнях просто
никогда не происходило, поскольку состав собак то и дело менялся. Вместо
этого идет очень своеобразная трансформация понятия "свой"
применительно к человеку. В качестве своего воспринимается охотник с
вполне определенной амуницией. Для современной гончей подробным
признаком, или атрибутом "своего", человека-охотника является ружье.
Собака, побывавшая в поле, полностью доверяет любому человеку с ружьем.
В ходе третьего этапа молодая собака не просто сталкивается с
враждебностью и других животных, но и научается определенным образом
оценивать уровень опасности их для себя. Если собака из другой стаи
опасна в высшей степени, уже тем, что она чужая, то в своей стае часть
собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят
его, зато третьи откровенно третируют. Собака перестает быть личностью
только для себя, она приобретает индивидуальные черты для прочих собак.
Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде
сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом
созревании молодая собака приобретает в поведении черты, которые для ее
соплеменников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она
должна занять свое положение в стае, причем, в соответствующей полу
подсистеме.
Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую
систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Тогда же
происходит бурное формирование межличностных связей, как с одногодками,
так и с другими, более взрослыми собаками. Первичная, щенячья, иерархия
практически перестает существовать. Да, память о прежних симпатиях и
антипатиях остается, может окрашивать отношения повзрослевших животных,
но эти детские отношения перестают быть актуальными. Именно в этом
возрасте становится возможным заключение лояльного союза. Пока
окружающие сплошь добры к малышу, он может отвечать лишь большей или
меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит
подростку понять, сколь по-разному к нему относятся прочие живые
существа и осознать, что одни могут помочь избежать неприятностей,
доставляемых другими, как возникает основа для гораздо более глубокой и
прочной привязанности, почва, на которой и взрастает лояльный союз.
Лояльный союз всегда выгоден и взаимоприятен. Как бы сильно не хотел
щенок попасть под опеку доминанта, не случится этого, пока в союзе не
окажется приятной стороны и для последнего. Часто эти отношения
восполняют дефицит дружественных социальных контактов, снимают излишнее
напряжение, ? только так можно объяснить заключение союзов не только
между однопометниками или "бандитами"-изгоями, но и между
высокоранговыми и молодыми кобелями.
О том, какого положения в обществе наиболее часто могут добиться
собаки, лишь вступившие на порог зрелости, мы уже говорили. Чаще всего
это "пограничники" и аутсайдеры. Отметим особо, что бегство щенка из
стаи на втором периоде социализации вовсе не является изгнанием. Стая не
отказывалась от него, не стремилась избавиться, этот щенок был лишь
одним из массы, уход именно его для стаи был незаметен. Истинные
изгнанники появляются лишь тогда, когда стая начинает видеть в них
индивидуальность, когда их личные качества чем-то раздражают сообщество.
Здесь процесс взаимный: не только собака избегает общаться с членами
стаи, но и те активно отгоняют ее прочь от себя.
Невозможным оказалось выделить четкие границы между критическими
периодами, сами периоды накладываются друг на друга. Еще не оканчивается
критический для понятия "МЫ" период, как активный щенок уже начинает
познавать мир как индивидуальность, завязывает первичные личностные
связи, формирует отношения. Точно также понятие чуждости,
непринадлежности к общности "МЫ" возникает в ряде пород и у особо
одаренных интеллектом собак уже во втором периоде социализации. С другой
стороны, возникает феномен, не мыслимый для дикого
животного,-незавершение третьего этапа, продленная на оставшуюся жизнь
инфантильность
|